Powered By Blogger

понедельник, 14 марта 2011 г.

ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СТРАСТИ В 36 СЮЖЕТАХ Ж.ПОЛЬТИ.

В одном из своих «Парижских писем», в журнале «Театр и искусство» (до революции) А. В. Луначарский писал:



В "Разговорах Гете с Эккерманом" имеется такая фраза Гете "Гоцци утверждал, что существует только тридцать шесть трагических ситуаций. Шиллер долго ломал голову, чтобы открыть больше, но и он не нашел даже столько, сколько Гоцци. «Это действительно импозантно. Гоцци был одним из остроумнейших писателей XVIII века. И рядом с ним такие драматурги, как Гёте и Шиллер, соглашаются с тезисом чрезвычайной на первый взгляд ограниченности драматических ситуаций. Польти нашел все тридцать шесть и перечисляет их, давая при том же огромную массу переходов и вариантов.

КАК ОН ИСКАЛ?
Он изучил для этого, проанализировал и разбил на рубрики тысячу двести драматических произведений из литератур всех времен и народов, проследил судьбу восьми тысяч действующих лиц.



КАББАЛА. ДРЕВО ЖИЗНИ.

Конечно, в цифре тридцать шесть он не видит ничего кабалистического. Он понимает, что можно легко не согласиться с ним, сжать две какие-либо ситуации в одну, или две вариации посчитать за две ситуации, но всё же придется при этом вращаться в окрестностях цифры тридцать шесть...

«Просматривая список основных ситуаций Польти, я старался проверить его. Должен сознаться, сколько я ни напрягал своей фантазии, при всяком моем открытии оказывалось, что то, что я принимаю за новую ситуацию, уже предусмотрено автором в качестве какой-либо коренной вариации уже данной им ситуации...
Зато, наоборот, мне казалось, что Польти похвастал.
Если Шиллер скромно заявил, что не нашел тридцати шести основных ситуаций, то Польти превзошел его, лишь более или менее искусно удваивая, а подчас даже утраивая, по-моему, одну основную ноту.

"При всей своей парадоксальности книга заслуживает внимания и может быть полезной» (А. Луначарский «Театр и революция». Госиздат 1924 г., стр. 379. «Тридцать шесть сюжетов»). Ж. Польти предложил 36 сюжетов, к которым сводятся известные пьесы.
Многочисленные попытки дополнить этот список, только подтвердили верность исходной классификации основных (или бродячих) сюжетов,

а ИМЕННО:
• Мольба • Спасение • Месть, преследующая преступление • Месть, близкому за близкого • Затравленный • Внезапное несчастье • Жертва кого-нибудь • Бунт • Отважная попытка • Похищение • Загадка • Достижение • Ненависть между близкими • Соперничество между близкими • Адъюлтер, сопровождающийся убийством • Безумие • Фатальная неосторожность • Невольное кровосмешение • Невольное убийство близкого • Самопожертвование во имя идеала • Самопожертвование ради близких • Жертва безмерной радости • Жертва близким во имя долга • Соперничество неравных • Адъюлтер • Преступление любви • Бесчестие любимого существа • Любовь, встречающая препятствия • Любовь к врагу • Честолюбие • Борьба против бога • Неосновательная ревность • Судебная ошибка • Угрызения совести • Вновь найденный • Потеря близких



Цитируется по: Луначарский А.В., Тридцать шесть сюжетов, журнал "Театр и искусство", 1912 г., N 34.

N.B. У НАС ВСЕ СТРАСТИ КРУТЯТСЯ ВОКРУГ 11-ГО СЮЖЕТА?!? ЗАГАДКА...

  • ГРАНИ... МИР... ЗАГАДКА...
  • КИНОЗАЛ: ВКЛЮЧАЙ И СМОТРИ
  • P.S. ТОЛЬКО Я И ТЫ
  • 1 комментарий:

    1. Мне тебя не хватает... не спрашивай...я не отвечу...
      Я не знаю зачем в этом мире так мало тепла...
      Вновь на город вокруг опускается сказочный вечер..
      А на душу зачем-то ложится холодная мгла...
      Мне тебя не хватает... так странно и так неизбежно...
      Разливается в грусти сгорающий в небе закат...
      Отрешенно глядит на прошедшее день сумасшедший
      И туманится взгляд... он наверное этому рад...
      Мне тебя не хватает... в летящем полуденном свете...
      В одиночестве душном... которое трудно понять...
      Мне тебя не хватает в прошедшем и будущем лете...
      И во всем... что еще без тебя мне придется принять...

      ОтветитьУдалить