Красивая история –
это летопись собственных ошибок
«сашечкины узелки»
явление – удивительная лялечкина судьба.
Жизнь девочки умножена сперва на бурную историю любви,
а потом еще и на изощренную шизофрению любви.
Впрочем, это слишком художественно и амбивалентно.
Скажем иначе: время здесь бежит чуть быстрее, чем в жизни -
событий вроде бы немного, но все с трагическими последствиями.
Сама любовь ненадежная - то трясется где-то на краю Вселенной,
то перелетает со звезд на мифические планеты Саши Игина.
АНТУАН ВАТТО. ЖИЛЬ. 1718.
И всякая «просто любовь», рядом с Сашей, оказывается в тисках:
просто так не вырвешься, терпи.
В существование великой Лялечкиной судьбы легко поверить
еще и потому, что никто из любопытствующих не ощущает размера
своей жизни - он им кажется вполне обычным.
Никто не относится к любовным потрясениям, беспощадным «мелочам»
Лялиной личной жизни, как к чему-то запредельному.
Можно задаться вопросом: а зачем?
Да и скучное это дело.
У каждого есть своя история.
Да и не кажется это чем-то интересным.
… Девочка в цветастом платке, фартук пахнет вареньем.
Страсть как любила птиц.
Два года жила с ним по любви, двадцать без.
Квартиры не было. Ждала мужа, который на корабле.
Корабль (из тех, которые постоянно тонут) в океане.
Потом ей сказали - не жди, погибли.
А потом, через десять лет, пришел корабль на парусах,
сшитых из казенных одеял.
И все это уже похоже на знаменитое кино, а девочка тем
временем спрашивает:
- Ну, как думаешь, хорошо я жила?
- А я думаю, хорошо.
- Вы поверили в эту историю?
- А я её придумал! Я придумал её!
АНТУАН ВАТТО. ПАЛОМНИЧЕСТВО НА ОСТРОВ КИФЕРУ. 1718.
Почему так мало лялечкиных историй я знаю?
Может её истории, мне кажутся «не литературными»,
а те, что «литературные», скучными?
В этих историях мало тонкости, шепота и нежности, бесконечной
тоски по не случившемуся или утраченному?
Мало метаний, борьбы с пошлостью повседневности?
Нет, и еще раз, нет!
В этих историях все, пожалуй, слишком грубо,
круто, буквально, на пальцах.
Вот Ляля, вот так она жила.
Тут она пропустила поворот, там попала в колею.
Тут её ударило, там её швырнуло - не воротишься.
И все же когда я слушаю Лялечку - и думаю не о своей мелкой жизни,
не о своей не слишком остросюжетной судьбе.
Не об отсутствии в ней подвига.
То есть - не о масштабах собственной жизни,
которая могла бы показаться незначительной
на фоне жизни красивой Девочки.
АНТУАН ВАТТО. МЕЦЦЕТЕН. 1719.
А думаю о том, как хорошо встречать людей, которым про себя
рассказывать Сашечке, не слишком интересно.
Хотя им есть, что рассказать.
Думаешь о том, как хорошо слушать их - и не слышать,
как это обычно бывает, слышать только самого себя.
Как хорошо, наконец, оказаться в компании с Лялечкой, которая
не считает свою жизнь исключительной и интересной.
P.S. Хотя именно её жизнь, как раз и есть самая потрясающая
история жизни на всем белом свете...
ОтветитьУдалитьА вокруг горят лучины
Отмеряя роки, сроки.
От одних стрекочут искры,
От других дымят пороки.
Только быстро, очень быстро,
Искры - в небо, дым - до ветра.
От костра - до пепелища.
Чёрный круг и горстка пепла.
А под ними жизни днище.
В мире запахов сирени.
Только кто на нём отыщет
Отпечаток Твоей тени?